Всероссийский центр технической документации и сертификации
NTD Sertifikacija

Для своевременного выявления нарушений экологического законодательства и привлечения виновных лиц к ответственности необходим регулярный контроль природоохранных органов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. К плановой проверке обычно все готовы, а вот внеплановые экологические проверки становятся обычно неожиданным и неприятным сюрпризом.

Не хотите получать штрафы, предписания, ограничения или временное приостановление деятельности компании и другие наказания со стороны проверяющих органов? Все просто, соблюдайте законодательство в сфере охраны окружающей среды, правильно и вовремя оформляйте экологическую документацию, вносите экологические платежи своевременно и в полном объеме. Особое внимание обратите на ежегодные отчеты, проведение ежегодной инвентаризации по отходам.

В нашей статье мы собрали всю полезную информацию, которая дополнительно поможет вам в прохождении экологической проверки.

Какие бывают экологические проверки?

1 б.jpg

Плановые экологические проверки проводятся 1 раз в три года. Более частое или редкое проведение проверок предусматривается ч.9 и 93 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ (ч.2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Для проведения проверок на год разрабатывается и утверждается ежегодный план органами государственного контроля (надзора). Уже утвержденный план проведения плановых проверок в обязательном порядке доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте надзорного органа в сети Интернет либо иным доступным способом.

Сама по себе плановая проверка включает в себя проверку требований законодательства в области обращения с отходами, выбросов в атмосферный воздух, водопотребления и водоотведения, охраны растительного и животного мира.

Внеплановая экологическая проверка индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть проведена по основаниям, указанным в Федерального закона от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в пп."а" и «б» п. 2 ч.2 ст. 10, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Что является основанием для проведения внеплановой экологической проверки:

1. Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Поступление в орган государственного контроля (надзора) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).

3. Мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда, а также причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч.1,2 ст.81 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).

4. Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Виды экологических проверок

Документарная проверка ревизирует сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного надзора.

После получения мотивированного запроса у юридического лица или индивидуального предпринимателя есть 10 рабочих дней для направления запрашиваемых документов в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля

Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ).

Выездная проверка инспектирует содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

6.png

Как долго может длиться экологическая проверка?

В отношении одного субъекта малого и среднего предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и для микропредприятия в год не более 15 часов.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорного органа, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней:

Плановая проверка разбивается на документарную и выездную проверку. Каждая из них не может быть дольше 20 дней, но в исключительных случаях продление необходимо, поэтому общий срок с продлением – не более 60 рабочих дней.

По внеплановой проверке схема такая же, но исключительных случаев не предусмотрено, поэтому общий срок проверки – не более 40 дней.

Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица.

7 без.jpg

Что делать, если экологическая проверка уже в офисе?

Если к вам уже пришла проверка, то в первую очередь вам необходимо проверить служебное удостоверение лица, представляющегося инспектором. Далее следует обязательное ознакомление руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц.

У инспектора необходимо запросить данные о наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля: о целях, задачах, основах проведения выездной проверки, видах и объеме мероприятий по контролю, составу экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, о сроках и условиях проведения проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.

2 без.jpg

Права юридических лиц и ИП при проведении проверки

Во время проверки у вас есть ряд прав, нарушение которых может привести к обжалованию результатов проведенной проверки. Руководитель предприятия имеет право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои комментарии и разъяснения по сути выявленных нарушений;

  • получать всю необходимую информацию относительно порядка проведения контроля и действий госинспектора на предприятии;

  • быть ознакомленным с результатами проверки и в случае несогласия не подписать акт о результатах;

  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном или судебном порядке.

4.png


Действия государственного инспектора строго ограничены ч.1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ. Какие права у инспектора есть во время выездной проверки:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
    предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

У госинспектора есть не только права, но и действия, которые недопустимы со стороны контролирующих органов в ходе проведения проверки в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

  • проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и не соответствующих законодательству РФ;

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;

  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ;

  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя предоставления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

  • превышать установленные сроки проведения проверки;

  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Какие документы вы не обязаны предоставлять экологической проверке?

Кроме вышеперечисленного проверка также не имеет права запрашивать ряд документов, который может получить у других государственных органов располагающих необходимыми данными. Юридические лица и индивидуальные предприниматели не обязаны предоставлять документы из Перечня, который регламентируется Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2016 г. N 724-р. Должностное лицо, уполномоченное на проведение надзора, самостоятельно производит их запрос посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Какие документы входят в перечень:

  1. Копия приказа об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
  2. Копия решения о предоставлении водного объекта в пользование, копия договора водопользования;

  3. Сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре;

  4. Копия свидетельства о поверке средств измерений

  5. Копия свидетельства об утверждении типа средств измерений;

  6. Копия решения о согласовании плана или схемы развития горных работ по видам полезных ископаемых;

  7. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода в отношении участков недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами, в том числе участков недр местного значения, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, разработка которых осуществляется с применением взрывных работ.

Последствия экологической проверки

В результате экологической проверки госинспектор составляет соответствующий акт в 2 экземплярах, к которому прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Если будут выявлены нарушения природоохранного законодательства, то вы получите предписание или распоряжение об устранении нарушений.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле уполномоченного органа государственного экологического контроля.

Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле при несогласии с результатами экологического надзора предприятий, либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством РФ.

Нормативно-правовая база, регламентирующая экологическую проверку

Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определяет порядок проведения государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 9 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 г. N 426. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст.9−13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.

Кроме того, должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, при проведении проверок пользуются правами, установленными статьями ряда нормативных правовых актов.

Список нормативно-правовых актов:

  1. Статья 36 Водного кодекса РФ;

  2. Статья 96 Лесного кодекса РФ;

  3. Статья 34 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

  4. Статья 31 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»;

  5. Статья 24 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

  6. Статья 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

  7. Статья 433 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

  8. Статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».